- Главная
- >
- О компании
- >
- Новости в СМИ о компании ФЛИМ
- >
- Тест "Авторевю"
Десятый вал
Со времени нашего последнего разговора о блокираторах рулевого вала для вазовской "десятки" (см. АР №21,2003) прошло два с половиной года - для динамичного рынка противоугонной "механики" срок приличный. За это время обновилось и расширилось семейство тольяттинских замков Гарант, появился подрулевой блокиратор Dragon, да и другие производители времени даром не теряли. Словом, поговорить есть о чем.
Почему именно рулевой вал? Да потому, что с точки зрения противоугонного блокирования этот узел самый оптимальный. Всевозможные "капканы" на колесо громоздки и неудобны. Машину с "запертой" трансмиссией можно укатить, выжав сцепление. Педальные замки снимаются после отпиливания площадок педалей, а "кочерги", которые устанавливаются на руль, нейтрализуются перекусыванием баранки. А вот с заблокированным рулевым валом уехать нельзя, да и возиться со стоящим под передней панелью блокиратором непросто - дефицит свободного пространства сужает номенклатуру криминального инструмента.
Принцип защиты, разработанный в 1996 году специалистами тольяттинской фирмы Флим, мы уже описывали. На открытый отрезок рулевого вала устанавливается специальная муфта, половинки которой стягиваются винтами. В салазки муфты вставляется стопор. Он закрывает крепеж, а при попытке повернуть руль упирается в конструктивные элементы автомобиля. Самостоятельно поставить подрулевой замок может человек с начальными слесарными навыками. Важно лишь помнить, что эффективность блокираторов такого типа, помимо всего прочего, определяется тем, насколько хорошо затянута муфта. И это нужно периодически проверять. Особенно после посещения сомнительных автосервисов.
О методике
Поскольку в ходе наших тестов блокираторы устанавливались на рулевой вал автомобиля ВАЗ-2110, все результаты относятся именно к машинам этого семейства. Эксперименты мы проводим без разрушения конструктивных элементов самого автомобиля, то есть воздействуя только на блокиратор. Хотя не исключено, что угонщик будет действовать не столь деликатно. Перед тестами мы проводим исследовательскую работу с целью свести время взлома к минимуму, даже несмотря на то, что порой это усложняет технологию взлома. Почему? Дело в том, что в поединке даже с самым совершенным изделием рано или поздно все равно победит инструмент, поэтому самым важным критерием оценки качества замка является именно время "нейтрализации".
Несколько комментариев к таблицам с коэффициентами. Инструменты, которые мы используем в наших экспериментах, разбиты на три категории исходя из их сложности, доступности и цены. Наибольший "вес" имеет узкоспециализированная криминальная оснастка, которая изготавливается для выполнения конкретной операции с конкретным замком. Необходимую квалификацию потенциального взломщика мы тоже дифференцировали. Первая категория - это обыкновенный "вандал", работающий грубо и "в лоб". Ко второй категории относятся угонщики, которые знают, что именно надо ломать, а главное - знают как. А третья категория - это профессионалы, обладающие не только знаниями и навыками, но и соответствующим специнструментом с оснасткой.
Обращаем внимание, что значение каждого коэффициента мы выбираем индивидуально с учетом особенностей конструкции того или иного изделия, метода взлома и требующейся дополнительной оснастки. Этим и объясняется значительный разброс итоговых значений.
Криминальная арифметика
Стойкость блокираторов рулевого вала ко взлому или криминальному открыванию мы оценивали по формуле:
Е = Т х К х С,
где:
Е - устойчивость ко взлому;
Т - время воздействия, мин;
К - коэффициент, учитывающий категорию используемого инструмента;
С - коэффициент, оценивающий необходимую квалификацию взломщика.
Категории инструмента (коэффициент К)
Ручной (сборочный, захватывающий и т.д) | 1 |
Простейшие отмычки | 1 |
Общедоступные расходные материалы | 1 |
| |
Электрический, автономный, мощностью до 400 Вт | 5 |
Простые механические съёмники | 5 |
Сложные отмычки | 5 |
| |
Электрический, автономный, мощностью более 400 Вт | 10 |
Гидравлический, пневматический, термический | 10 |
Спецприспособления, изготавливаемые на заказ | 10 |
Квалификационные требования (коэффициент С)
Знание конструкции блокиратора необязательно | 1 |
Необходимы знание конструкции блокиратора и предварительная подготовка | 1-2 |
Необходимы знание конструкции блокиратора, предварительная подготовка и дополнительная оснастка | 2-5 |
Результаты испытаний
Т | К | С | Е | ||
Гарант Блок Люкс | 3 | 5 | 4 | 60 | |
Гарант Блок Оптимал | 3,5 | 5 | 1,5 | 26,25 | |
Гарант Блок Стандарт | 1 | 5 | 3 | 15 | |
Счётмаш | 2,5 | 5 | 1,5 | 18,75 | |
Dragon | 2 | 5 | 1 | 10 | |
Mul-T-lock Саг Steering Lock | 1 | 5 | 1,5 | 7,5 | |
Sentry Viking | 1 | 5 | 1 | 5 | |
Sentry Agent | 0,5 | 1 | 1 | 0,5 | |
Interlock | 0,3 | 1 | 1 | 0,3 |
Гарант
Производитель - 000 Флим, г. Тольятти
Розничная цена - 900-2000 руб.
Время взлома - 1-3,5 мин
Тесты: АР №19, 2003; АР №№1, 12, 2005
Тольяттинская фирма Флим - это не только старейший в России производитель подрулевых противоугонных замков, но и изобретатель метода защиты автомобиля с их помощью. Блокиратор рулевого вала Гарант появился в 1997 году и стал первым изделием, которое прошло официальные испытания в Центре сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации (ЦСА ОПС) при ГУВО МВД России. Замки Гарант мы испытывали часто, причем тольяттинцы всегда оперативно реагировали на наши публикации и быстро "латали дыры". Иногда они сами находили решения, иногда - заимствовали. К примеру, форма кольцевого буртика верхней части муфты явно скопирована с челябинского изделия Interlock, а жесткая кинематическая связь стопора с механизмом секретности подсмотрена у курского блокиратора. А Гарант с двумя защелками, который должен скоро появиться, явно разрабатывался с оглядкой на устройство Sentry Viking. Будем считать, что умение перенимать удачные технические решения не менее важно, чем внедрение своих.
Нынешний модельный ряд подрулевых блокираторов из Тольятти состоит из трех изделий: Гарант Блок Стандарт, Гарант Блок Оптимал и Гарант Блок Люкс. В первых двух применяется дисковый механизм секретности собственного производства, а в "люксовых" - личинка Abloy Exec, которая, кстати, тоже собирается в Тольятти, что лишний раз подтверждает высокий технологический уровень предприятия. Дисковые механизмы очень надежны, не вскрываются примитивными манипуляционными методами, не имеют пружин и хорошо работают в сложных климатических условиях. Но несимметричный ключ не очень удобен (требует ориентации в замочной скважине) и легко ломается при неаккуратном обращении. Например, под воздействием ударов или вибрации один или несколько кодовых дисков механизма секретности могут отклониться от своего первоначального положения и не дать ключу полностью войти в замочную скважину. Если попытаться взять замок силой, то результат может оказаться печальным.
В арсенале угонщиков особенно популярны так называемые "свертыши" - с их помощью можно быстро расправиться со многими дисковыми замками. Но только в том случае, если их механизм секретности неряшливо изготовлен, имеет большие зазоры между кодовыми элементами (дисками, цилиндром, балансом, корпусом), а также при незамысловатых кодовых комбинациях. Визуально уязвимый замок определить невозможно - нужны испытания, и их мы проводили неоднократно, причем с переменным успехом. Проворачивать "свертышами" дисковые механизмы секретности из Тольятти нам удавалось только на замках ранних выпусков, а личинку Abloy Exec, которая устанавливается на "люксовые" Гаранты, даже теоретически нельзя взять "свертышем".
Блокиратор Гарант Блок Стандарт в ходе наших последних испытаний продержался ровно минуту. Замок Гарант Блок Оптимал, не имеющий подпружиненной защелки, выдержал три с половиной минуты. Результат высокотехнологичного штурма топовой версии (Гарант Блок Люкс) - три минуты. Поскольку и в том, и в другом, и в третьем случае конструктивная защита от использованного нами метода невозможна, полученное время мы и ставим тольяттинским изделиям в зачет. С учетом "коэффициента сложности" испытаний - мозговой штурм занял почти месяц! - замки Гарант имеют самый высокий рейтинг среди механических подрулевых блокираторов, прошедших через наши руки. Плюс ко всему - высокое качество изготовления, разумная цена, внятная гарантийная политика и развитая техническая поддержка.
Принцип действия всех подрулевых замков одинаков: на рулевой вал устанавливается разрезная муфта, в которую вставляется блокирующий стопор с замковым механизмом
Блокиратор рулевого вала
Производитель - завод Счетмаш, г. Курск
Розничная цена - 535 руб.
Время взлома - 2,5 мин
Тест: АР №17, 2004
Курский противоугонный блокиратор стал первым оказавшимся у нас устройством, имеющим жесткую кинематическую связь между стопором и механизмом секретности. С точки зрения удобства пользования такое решение провально (чтобы вставить блокирующий штырь в муфту, приходится поворачивать ключ), однако криминальную стойкость оно повышает заметно - отжати-ем или выбиванием стопора заниматься бесполезно. С точки зрения потребительских качеств курский блокиратор - это клубок противоречий. У него рекордно низкая цена, хороший механизм секретности дискового типа, но при этом посредственное качество изготовления и отвратительная упаковка.
В ходе нашего теста замок завода Счетмаш умудрился продержаться две с половиной минуты - очень хороший результат! На наш взгляд, у этого изделия есть потенциал для дальнейшей модернизации, но даже в нынешнем виде, с примитивной конструкцией, он однозначный лидер по критерию "цена/качество". К сожалению, в настоящий момент данный замок не выпускается.
Car Steering Lock
Производитель - фирма Mul-T-Lock, Израиль
Розничная цена - 1500 руб.
Время взлома - 1 мин
Тест: АР №21, 2003
У израильского блокиратора рулевого вала - самое громкое имя. До недавнего времени механизм секретности Mul-T-Lock, сделанный по технологии "пин в пине" и отпирающийся двусторонним перфорированным ключом, был чуть ли не эталоном криминальной стойкости. Но уязвимость перед бампингом (см. АР №24, 2005) и неразрушающим методом вскрытия, который придумал американец Эрик Михауд, бросила тень на "икону" Mul-T-Lock.
Изделие Car Steering Lock выглядит породисто. Качество изготовления - на высочайшем уровне. Однако конструкция - без изюминки. По сути, израильский блокиратор - это замок Mul-T-Lock №50, которому изменили корпус, добавили муфту и адаптировали для установки на рулевой вал автомобиля.
Модель, участвовавшая в нашем "угон-шоу", имела огромную конструктивную "дыру", которой мы благополучно и воспользовались, нейтрализовав Car Steering Lock меньше чем за минуту с помощью примитивнейшего инструмента. После доработки замка производителем мы провели повторный эксперимент. Результат: одна минута "электроинструментального" времени.
Dragon
Производитель - фирма Цербер-М, г. Москва
Цена с установкой - 3500 руб.
Время взлома - 2 мин
Тест: АР №6. 2005
Конструкция этого замка мало чем отличается от аналогов, зато техническая эстетика московского изделия безупречна. Московский блокиратор гораздо компактнее конкурентов и при установке на рулевой вал упирается в кузовные элементы автомобиля не головной частью стопора, а его "хвостом". Среди удачных решений отметим возвратную пружину, которая выталкивает стопор в руку после поворота ключа, удобный двусторонний ключ и хороший механизм секретности, похожий на цилиндры Mul-T-Lock.
Используя портативный инструмент с автономным питанием, специально разработанный для "криминального" использования, мы вскрыли Dragon за 1 минуту 50 секунд. Неплохо. Главное, что в конструкции нет откровенных "дыр". Зато есть хорошая защита от примитивного "вандализма". Московский Dragon - пример изделия с удачным балансом потребительских качеств.
Sentry Viking
Производитель неизвестен
Розничная цена - 1100 руб.
Время взлома - 1 мин
Тест: АР №16, 2003
Отличительная особенность блокиратора Sentry Viking - две подпружиненные защелки (на данное техническое решение имеется отдельный патент), однако качество изготовления самого замка не выдерживает критики. Пользоваться Викингом удобно: двусторонний перфорированный ключ избавляет от необходимости "ловить" его положение в замочной скважине, а стопор защелкивается и извлекается из муфты с минимальными усилиями. Словом, с общей эргономикой здесь все в порядке. Время вскрытия замка неразрушающим способом с использованием примитивного приспособления составило две минуты. Методика, правда, очень трудоемка и не гарантирует стабильной повторяемости результата. Заметим, что в ходе "допроса с пристрастием", проводившегося с использованием электромеханических орудий "пыток", время вскрытия Викинга удалось уменьшить вдвое.
Sentry Agent
Производитель неизвестен
Розничная цена - 1200 руб.
Время взлома - 0,5 мин
Тест: АР №2, 2006
Блокиратор Sentry Agent - это первая известная нам попытка сделать универсальный подрулевой блокиратор, предназначенный для установки на автомобили с рулевыми валами разного диаметра. Причем попытка неудачная. Форма муфты не позволяет создавать в сопряжении необходимую силу трения. Серьезный просчет допущен при проектировании корпуса, не продумана эргономика, да и качество изготовления крайне низкое. Вдобавок у блокиратора Sentry Agent недопустимо малый вылет автоматических защелок.
Единственное достоинство этого изделия - ключ со встроенным фонариком. До тех пор пока разработчики изделия Sentry не сменят производственную базу, покупать продукцию этой марки мы не советуем.
Interlock
Производитель - завод Интервал, г. Челябинск
Розничная цена - 900 руб.
Время взлома - 0,3 мин
Тест: АР №12, 2003
У челябинского блокиратора Interlock два неоспоримых достоинства. Первое - специальный защитный буртик, который осложняет перепиливание винтов, сжимающих половинки муфты на рулевом валу автомобиля. Второе - механизм секретности производства Ковровского электромеханического завода, оснащенный надежной защитой от манипуляционного вскрытия. И, конечно, доступная цена.
Но защиту от угона обеспечивают не отдельные технические решения, а сбалансированность всей конструкции. Блокиратор рулевого вала Interlock мы сняли с машины без шума и пыли, ничего не ломая, не сверля и не перепиливая. Нам лишь понадобилось простейшее приспособление и 20 секунд.
Газета "Авторевю", №6, 2006 Константин СОРОКИН
Андрей ДИДЯЕВ
Фото Константина Сорокина и Степана Шумахера